ОСНОВНЫЕ ДАТЫ
связанные с историей Казанского отделения Горьковской железной дороги

1845 г. — родился Николай Аполлонович Белелюбский, автор проекта Романовского моста
1859 г. — образование «Общества Московско-Саратовской ж.д.»
1859 г. — переименование в «Общество Московско-Рязанской ж.д.»
11 июня 1860 г. — начало работ по постройке линии Москва – Рязань
27 июня 1864 г. — открытие движения на линии Москва – Рязань
февраль 1865 г. — достроен мост через Оку
11 июля 1891 г. — утверждение Устава «Общества Московско-Казанской железной дороги»
27 августа 1891 г. — начало работ около Рязани
31 августа 1891 г. — начало работ около Алатыря
19 сентября 1891 г. — начало работ около Саранска
22 сентября 1891 г. — начало работ около Вязовых
весна 1892 г. — начало строительства станции Свияжск
17 апреля 1892 г. — начало отсыпки полотна на участке Вязовые – Тюрлема
лето 1893 г. — работа по строительству железной дороги в районе Казани
29 августа 1893 г. — открыто рабочее движение на участке Свияжск – Алатырь
осень 1893 г. — работа по строительству участка Зелёный Дол – Васильево
21 сентября 1893 г. — испытание Сурского моста (около Алатыря)
15 ноября 1893 г. — построен мост через реку Сумку
18 декабря 1893 г. из Свияжска в Москву отправлен первый служебный поезд
22 декабря 1893 г. официальное открытие Московско-Казанской железной дороги
23 января 1894 г. — испытание моста через реку Казанку
10 февраля 1894 г. — открытие временной Казанской грузовой станции
3–4 июня 1894 г. — линия Казань – Зелёный Дол принята правительственной комиссией
5 июня 1894 г. — начало строительства Казанского вокзала
11 июня 1894 г. — прибытие в Казань первого пассажирского поезда из Зелёного Дола
15 июня 1894 г. — торжественное открытие движения на участве Казань – Зелёный Дол
1902 г. — повеление Николая II о сооружении линии Москва – Казань через Арзамас с устройством моста через Волгу
15 декабря 1904 г. — выходит распоряжение Министра ПС о начале изыскательских работ на трассе Казань – Яранск – Котельнич
сентябрь 1909 г. — проведение торгов на сдачу работ по устройству мостовых опор для железнодорожного моста через Волгу
26 марта 1910 г. — «Романовский» — так нарекает Николай II будущий мост через Волгу
конец мая 1910 г. — работа комисии в Нижних Вязовых по выбору места строительства моста через Волгу
август–сентябрь 1910 г. — начало подготовительных работ по строительству моста через Волгу
13 февраля 1911 г. — официальное открытие работ по строительству моста через Волгу
22 января 1911 г. — авария на строительстве моста из-за подвижки льда
4 апреля 1912 г. — размыв верхней и нижней защитных дамб на строительстве моста
20 апреля 1912 г. — авария на строительстве. Падение фермы моста.
25 мая 1913 г. — испытания железнодорожного моста через Волгу, начало движения
11 июля 1913 г. официальное открытие движения по Романовскому мосту
11 июля 1913 г. — торжественная закладка первого камня в строительство часовни на Вязовой горе
1 сентября 1913 г. — продление пригородных поездов Казань – Зелёный Дол до Свияжска
весна 1914 г. — начало строительства часовни на Вязовой горе
1918 г. — ввод в эксплуатацию участка Дербышки – Юдино
1918 г. — ввод в эксплуатацию локомотивного депо Юдино
1920 г. — закрытие локомотивного депо в Свияжске
весна 1921 г. — начало ремонта Романовского (Красного) моста
1924 г. — ввод в эксплуатацию участка Дербышки – Кизнер – Дружинино
1926 г. — пуск в эксплуатацию сортировочной станции Канаш
1927 г. — ввод в эксплуатацию участка Зелёный Дол – Йошкар-Ола
1927 г. — ввод в эксплуатацию участка Дербышки – Казань
конец 20-х–начало 30-х г. — укладка второго пути на перегоне Свияжск – Тюрлема
1935 г. — ввод в эксплуатацию участка Зелёный Дол – Волжск
1 января 1940 г. — ввод в эксплуатацию участка Канаш – Чебоксары
конец октября 1942 г. — ввод в эксплуатацию участка Свияжск – Ульяновск
1943 г. — открытие паровозного депо Кильдуразы
1944 г. — ввод в эксплуатацию участка Йошкар-Ола – Нужьялы
1953 г. — продление линии от Йошкар-Олы до разъезда Завертлинский (20 км до Яранска)
1954 г. (?) — разобран участок Завертлинский – Табашино
январь 1957 г. — открытие движения по второму мосту через Волгу (чётное направление, перегон Зелёный Дол – Свияжск)
1957 г. — начало реконструкции локомотивного депо Юдино в связи с переводом на тепловозную тягу. Реконструирована секция №1 депо.
июль 1959 г. — в локомотивное депо Юдино поступил первый тепловоз ТЭ3
1960 г. — организована эксплуатация тепловозов депо Муром, Юдино, Красноуфимск по большому кольцу Черусти – Дружинино. Организовано проведение ТО-2 на станции Юдино.
1961 г. — сдан в эксплуатацию цех ТР-3 тепловозов депо Юдино
май 1961 г. — образование Горьковской железной дороги
16 ноября 1962 г. — машинист Мансуров провёл первый дизель-поезд серии Д по участку Казань - Арск
1963 г. — реконструирована секция №3 депо Юдино. Окончание реконструкции депо.
1963 г. — в локомотивное депо Юдино начали поступать дизель-поезда Д1
1965 г. — в локомотивное депо Юдино начали поступать тепловозы ЧМЭ2
1968 г. — снят с поездной работы последний (?) паровоз
1970 г. — в Юдино построен цех по ремонту дизель-поездов
1971 г. — начало восстановления и строительства участка Табашино – Яранск
1 января 1972 г. — машинист Шамеев С.Н. на электропоезде ЭР1-55 произвёл обкатку нечётного электрифицированного пути на участке Арск – Казань
1 января 1972 г. — машинист Власов на электропоезде ЭР1-58 произвёл обкатку чётного электрифицированного пути на участке Казань – Арск
2 февраля 1972 г. — открыто регулярное движение электропоездов на участке Казань – Арск
1972 г. — открыто локомотивное депо Казань, в которое было передано пассажирское и пригородное движение из депо Юдино
1972–1973 г.г. — электрификация под пригородное движение постоянным током участков Казань – Свияжск, Зелёный Дол – Волжск, Казань – Арск
10 марта 1973 г. — начало эксплуатации тепловозов серии ТЭП10 в пассажирском движении на участке Зелёный Дол – Йошкар-Ола. Пригородный поезд на станцию Йошкар-Ола привела локомотивная бригада: машинист А.И. Долгов и помощник машиниста А.В. Новокшенов
24 марта 1973 г. — пробный рейс электропоезда до Свияжска
май 1973 г. — начало регулярного движения электропоездов
1974 г. — начало строительство нового вокзала и ПТОЛ на станции Восстание. Строительство неоднократно прерывалось и возобновлялось. Не закончено до сих пор.
23 февраля 1976 г. — прибытие первого пассажирского поезда в Яранск
1976 г. — передача цеха по ремонту электро- и дизель-поездов из Юдино в депо Казань
1976 г. — в депо Юдино открыт дом отдыха локомотивных бригад
1979 г. — ввод в эксплуатацию участка Нолька – Шаптунга – Новый Цинглок
1984 г. — из локомотивного депо Горький-сорт. в Юдино пришёл электровоз ВЛ60к-742 для обучения локомотивных бригад
28 декабря 1984 г. — подано напряжение в контактную сеть на участке Кизнер – Шемордан
29 декабря 1984 г. — на электровозе ВЛ60к-1631 произведена обкатка участка Кизнер – Шемордан в нечётном направлении
1985 г. — в локомотивном депо Казань произведена замена электропоездов ЭР1, ЭР2 на ЭР9Е
1985 г. — переведена с постоянного на переменный ток контактная сеть на участке Свияжск – Арск
24 октября 1985 г. — открыто движение на электротяге на участке Шемордан – Юдино
1986 г. — в локомотивное депо Юдино поступили 73 электровоза ВЛ60к
20 ноября 1986 г. — по участку Канаш – Юдино проследовал первый грузовой поезд под электрической тягой
1989 г. — в депо Йошкар-Ола поступили новые дизель-поезда АЧ2
март 1992 г. — произошёл сильный пожар на старом вокзале станции Казань, практически уничтоживший перекрытия и крышу
1992–93 г.г. — для вождения пассажирских поездов в локомотивное депо Казань поступили 10 новых тепловозов 2М62У
1996 г. — закрыто локомотивное депо Йошкар-Ола. Цех ремонта передан дистанции пути. Цех эксплуатации и ПТОЛ получили статус подменного пункта от депо Юдино. Начальником ТЧП назначен Задорожный В.
27 августа 1997 г. — открытие старого вокзала в Казани после реставрации. Празднование 100-летия вокзала, в честь которого паровоз Су 213-58 провёл от Юдино до Казани ретро-поезд
октябрь 1997 г. — завершение эксплуатации дизель-поездов Д1 на Казанском отделении. Часть дизель-поездов передана в депо Тумская
1997 г. — произведена реорганизация локомотивных депо Казань и Юдино, в результате которой пассажирское движение вновь передано в депо Юдино. Депо Казань передано в подчинение вновь образованного Казанского структурного подразделения по организации пригородных перевозок (КСПОПП, позже переименовано в Казанскую региональную дирекцию по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении)
1998 г. — локомотивное депо Юдино построило в ТЧП Казань поворотный круг
1999 г. — организована работа пассажирских локомотивных бригад на удлинённом плече до станции Вековка на электровозах ЧС4т

Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимирович. 2004-2009 г.г.