БРОНЕПОЕЗД
ТОВАРИЩА ТРОЦКОГО

Наталья ЕГОРОВА
заведующий музеем завода им. Горького

В 30-е годы, живя за границей, Лев Троцкий написал книгу «Моя жизнь», в которой есть глава «Месяц в Свияжске» о том, что именно здесь пришлось пережить самые критические моменты в борьбе за спасение Советской власти.

Вот как это описывается в книге Л.Д.Троцкого: «Весна и лето 1918 г. были из ряда вон тяжёлым временем. После падения Симбирска решена была моя поездка на Волгу, откуда грозила главная опасность... Мой поезд остановился в Свияжске, ближайшей крупной станции перед Казанью. В течение месяца здесь решалась заново судьба революции. Для меня этот месяц был великой школой.

...Поезд, в котором я прожил два с половиной года, был организован спешно в ночь с 7 на 8 августа 1918 г. в Москве (после того, как 6 августа была взята белогвардейцами Казань). Он представлял собой летучий аппарат управления. В поезде работали: секретариат, типография, телеграфная станция, радио, электростанции, библиотека, гараж и баня.

Мы строили армию заново, притом под огнём, из партизанских отрядов, из беженцев, уходивших от белых, из мобилизованных в ближайших уездах крестьян. Из рабочих отрядов тут же на фронте формировались роты, батальоны, свежие полки, иногда целые дивизии. После поражений и отступлений рыхлая, панически настроенная масса в две-три недели превращалась в боеспособные части.

Война развертывалась на периферии страны, часто в самых глухих углах растянувшегося на 8 тысяч километров фронта. Полки и дивизии по месяцам оставались оторванными от всего мира. Их заражало настроение безнадежности.

Поезд являлся для них вестником иных миров. Все работники поезда без исключения владели оружием. Все носили кожаное обмундирование, которое придает тяжеловесную внушительность. На левом рукаве у всех выделялся крупный металлический знак, специально изготовленный на монетном дворе. Вооруженные отряды сбрасывались с поезда по мере необходимости для «десантных» операций. Каждый раз появление кожаной сотни в опасном месте производило неотразимое действие. Присутствие поезда в нескольких километрах от линии огня заставляло даже наиболее нервно настроенные части подтягиваться изо всех сил.

...Армия под Свияжском состояла из отрядов, отступивших из-под Симбирска и Казани или прибывших на помощь с разных сторон. Каждый отряд жил своей жизнью. Общей была только склонность к отступлению. За Казанью наступала очередь Нижнего. Оттуда открывался почти беспрепятственный путь на Москву. Судьба революции решалась на этот раз под Свияжском.

Казалось, сама почва была заражена паникой. Всё осыпалось, не за что было зацепиться, положение казалось непоправимым. Приходилось действовать не только методом убеждения и агитации, но и решиться на более суровые меры. Я издал приказ, напечатанный в типографии моего поезда и оглашенный во всех частях армии: «Предупреждаю: если какая-либо часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым — командир. Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули. За это я ручаюсь перед именем Красной Армии». У Романовского моста приказ был применен в отношении одного полка, который снялся с фронта, захватил со штыками наперевес пароход и приготовился к бегству в Нижний. Дезертиров удалось перехватить без боя и высадить на берег. А затем перед строем были расстреляны комиссар, командир и каждый десятый боец. По словам Троцкого, «к загнившей ране было приложено калёное железо».

газета «Романовский мост»,
№9 (009) от 29 марта 2001 г.

 

 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2004 г.