Казань (ДЕРБЫШКИ) – Бугульма

Справка:

Железная дорога Казань – Бугульма не была построена из-за Великой Отечественной войны. Необходимо было построить участок Дербышки (Казанская ж.д.) – раз.Акбаш (ж.д. им.В.В.Куйбышева). Проектная протяженность — 354 км.


По материалам архива газеты
«Республика Татарстан»

Необходимость строительства моста в низовьях реки Кама обусловлена историческими и экономическими условиями развития Волжско-Камского региона. В 1938 году было принято решение о строительстве моста через реку Кама в составе железной дороги Казань  Чистополь Бугульма в районе населенного пункта ГремячкаКубасы. Проектом предусматривалась организация совмещенного проезда железнодорожного и автогужевого транспорта. Планы не осуществились в связи с началом Великой Отечественной войны.

...в 1941 году

С завершением зимнего сезона в нашей республике начались широкомасштабные работы по сооружению железнодорожной линии Казань Бугульма. Вот что рассказал нашему корреспонденту главный инженер строительства В.Бобылев:

Эта железнодорожная трасса явится спрямляющим звеном направления Южный Урал
Башкирия центральные районы европейской части СССР. Наряду с этим она будет иметь огромное значение для Татарии.

Вопрос о постройке железной дороги на территории Татарии не нов. Царское правительство делало неуклюжие попытки построить дорогу. В 1911 году намечалась постройка ветки от Казани до Чистополя без перехода через Каму. Вторично был поднят вопрос о постройке дороги Казань
Чистополь Оренбург для стратегических поставок в начале 1917 года. Однако дальше разговоров дело не пошло. Насущная потребность Татарии в железнодорожной линии получает разрешение только при советской власти. В апреле 1939 года народным комиссаром путей сообщения Л.М. Кагановичем было утверждено проектное задание на постройку магистрали Казань Бугульма. В том же году началась подготовка к строительству, а в прошлом году на трассе приступили к основным работам.

Направление линии установлено такое: разъезд Дербышки
Высокая Гора Пестрецы переход Камы у селения Кубассы в 12 километрах ниже Чистополя Каргали Новошешминск Кичуй Мамет Письмянка и выход к действующему разъезду Совхозная железной дороги им.Куйбышева возле Бугульмы. Общая протяженность линии — 340 километров.

Организация строительных работ должна производиться в три этапа. На первом предусматривается постройка стокилометровой линии от Дербышек до Камы, на втором — от Чистополя до Бугульмы, на третьем — переход мостом через Каму и устройство подходов к нему. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо выполнить 14,2 миллиона кубометров земляных работ, оборудовать 262 каменные трубы, 17 малых мостов, 3 средних (через Мешу, Бетьку и Шешму) и грандиозный мост через Каму длиной в 1200 метров.

В исходных пунктах начавшейся укладки пути (Дербышки, Чистополь, Совхозная) намечено устройство депо для временной эксплуатации паровозов. Для их ремонта и обслуживания движения в будущем в Чистополе планируется построить основное депо. Здесь же будет базироваться пункт техосмотра вагонного парка. Снабжение паровозов водой запроектировано на шести вспомогательных станциях, а для обслуживающего персонала следует построить 177 тысяч квадратных метров жилья.

Общая стоимость стройки выражается суммой в 246 миллионов рублей, причем почти 17 миллионов уже израсходовано. Народный комиссар путей сообщения тов.Каганович поставил перед трудящимися орденоносной Татарской республики задачу: окончить в этом году земляные работы по отсыпке полотна первых пятидесяти километров и произвести укладку 22 километров железнодорожных путей от Дербышек до разъезда Сулла.

http://www.rt-online.ru/numbers/public/?ID=14995


...в 1941 году
В текущем году на строительстве железнодорожной линии Казань
Бугульма работы будут производиться на первых пятидесяти километрах — от разъезда Дербышки до пестречинской деревни Конь. Трасса следует мимо сёл Киндери и Аки Юдинского района, Белянкино и Чебакса Столбищенского, неподалеку от поселения Пермяки Высокогорского района и вступает в Пестречинский район. Здесь дорога, минуя села Старое и Новое Шигалеево, Шихазда, Зайцевка, Уланово, пересекает районный центр Пестрецы.

Возведение этого участка магистрали имеет свои особенности. Трасса, пересекающая склоны рек Киндерки и Суллы, сплошь изрезана оврагами, что вызывает необходимость возводить большие земляные насыпи и строить много искусственных сооружений. Все земляное полотно линии Казань
Бугульма начиная от Дербышек представляет собой ряд насыпей высотой от 10 до 25 метров, чередующихся с выемками глубиной до 10 метров. Лишь последние километры трассы имеют более ровный характер.

Сегодня колхозники, глубоко осознав всю важность быстрейшего сооружения магистрали, активно участвуют в её строительстве. В прошлом году только на участке Дербышки
Чебакса было занято свыше четырехсот колхозников-стахановцев и около двухсот лошадей с коногонами. Минувшей зимой проведена заготовка и вывезен немалый объем лесоматериала...
Недавно вновь объявлена трудовая мобилизация — со сходом снега стройка возобновляется. Нет сомнения, что наши усилия щедро окупятся в будущем!

http://www.rt-online.ru/numbers/public/?ID=15289

 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2004 г.