МОСТОВАЯ СИМФОНИЯ
от империи до современности 800 метров

[ Николай КОКЛЮГИН ]
краевед

Выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения Николай Аполлонович Белелюбский дорог нам тем, что подарил великолепное гидротехническое творение — Свияжский железнодорожный мост через Волгу, названный Романовским (в честь трехсотлетия императорского дома Романовых). Мост красуется перед нами вот уже почти 90 лет и служит исправно людям, но знаем мы о его создателе до обидного мало.
Николай Аполлонович Белелюбский (1845-1922 г)
Николай Апполонович Белелюбский
(1845–1922)

В 1923 году издана в Москве книжица «Памяти профессора Н.А. Белелюбского», составленная Высшим техническим комитетом НКПС. Сейчас издание - библиографическая редкость и прочесть его удается далеко не каждому. Воспользуемся им.

Мост, соединяющий два берега великой реки возле Зеленодольска, — лебединая песня ученого, вершина его творчества...

Начало пути

Николай Алоллонович Белелюбский родился в Харькове. В 1862 году окончил с золотой медалью Таганрогскую гимназию, а в 1867-м — Петербургский институт инженеров путей сообщения. По завершению курса занесен на Мраморную доску и оставлен в институте репетитором. В 1873 г. избран экстраординарным профессором по кафедре строительных материалов, а через три года - ординарным профессором.

Кроме основного места службы он читал курс в Горном институте, в Институте гражданских инженеров, Академии художеств и на Женских политехнических курсах. Его прикладная деятельность началась на Николаевской железной дороге по составлению проектов перестройки деревянных мостов в металлические. Здесь он спроектировал их более 100. Замена шла в две очереди в 70-е годы. Принимал участие в разработке проектов петербургских мостов: Охтинского, Троицкого, Дворцового.

Тот самый, «Романовский»

На заре железнодорожного строительства в Европе мосты возводились в виде сплошной железной трубы, в чреве которой громыхал поезд, оглушая пассажиров: тяжеловесно, неуютно, примитивно.

В 18751880 гг. Белелюбский построил мост через Волгу у Сызрани. Новинка техники составила 13 пролетов по 52 сажени общей длиной около 700 сажен. Потребовалось до 5000 куб. сажен каменной кладки и около 400000 пудов железа. Железо он принимал лично из Бельгии и требовал улучшения его качества. Сам исследовал бытовые условия Волги.

Построил двухъярусный мост через Днепр в Екатеринославле длиной в 590 сажен — низ железнодорожный, верх — экипажный проезд. В 1880-х перекинул мост через р. Белую возле Уфы.

Вершиной и финалом деятельности ученого стал Романовский мост (после Октябрьской революции переименованный в Красный мост — Н.К.) на перегоне Свияжск – Зелёный Дол.

Ажурные овальные решетчатые пролеты составили 75 сажен. За счет их удлинения сокращено количество (шесть и два малых). 11 июля 1913 г. мост был торжественно открыт и исправно служит людям до сих пор.

Образец свияжского моста применен в Симбирске и на Каме. Много внимания уделял Николай Аполлонович внешнему виду сооружений, особенно городских (возвышенные арки с затяжкой — Русановский в Киеве, Невский в Петербурге). То же самое он хотел применить в свияжском варианте (был бы красавец еще краше), но Акционерное общество МКЖД не пошло на дополнительные расходы.

Ни одно строительство железных переходов через реки в России не обошлось без участия Белелюбского. Он по праву считается основателем школы русских мостовиков. Он постоянно совершенствовал конструкций, как актер от спектакля к спектаклю оттачивал роли. В каждой детали арки заложен точный расчет. На смену западной пышности и вычурности пришла скромность, легкость, прочность мостов русских инженеров-учеников Белелюбского. Россия почти не знала мостовых катастроф.

Мостовые этюды

Белелюбский слыл разносторонним ученым, например, в области испытания строительных материалов: с 1912 г. по день смерти был президентом Общества этой отрасли. В 1885 году напечатал курс строительной механики. Выдающийся труд «Мостовые этюды» написан в дни отдыха близ Севастополя. Он оставил людям более пятидесяти печатных трудов. Даже при посещении театров, в антрактах, мысленно находился среди формул.

Человек высокой культуры и внутреннего содержания, с мягким характером, отличался скромностью и материальным бескорыстием. Богатства не нажил, если не считать уникальной библиотеки, которую собирал всю жизнь.

Профессор носил ряд зарубежных почетных званий: доктор инженерных наук Германии, член Общества гражданских инженеров Франции, член Бетонного института Англии.

По меркам среды, в которой вращался выдающийся ученый, он считался человеком бедным, чудаковатым. От этого Николай Аполлонович морально не страдал. Он предпочел материальные блага высоким духовным ценностям, служение народу было для него великим счастьем.

газета «Романовский мост»,
№19 (019) от 7 июня 2001 г.

 

Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2004 г.