РОМАНОВСКИЙ МОСТ
(продолжение)

[ Николай КОКЛЮГИН ]
краевед

 

Открытие моста намечалось в феврале 1913 года, но аварии 12-го задержали. Испытания состоялись 25 мая. Для этого из Москвы специально отправили 5 паровозов и 32 вагона. В присутствии правительственной комиссии (председатель — профессор Т.С. Куницкий, члены: профессор Белелюбский, профессор Соловьев, старший инспектор строительных сооружений М.К.ж.д. Альбрехт и инженер Жибер) вначале произвели статистическое испытание. Около 6 утра пустили от Вязовых 5 паровозов, до 10 тыс. пудов каждый, и 7 вагонов с балластом. При въезде на мост паровозы разделились, выстроились в линию по одному на ферму. Так они простояли 30 минут. Затем поезд двинулся на правый берег.

Испытания дали блестящие результаты. Осадка моста оказалась в два раза меньше нормы. В четвертом часу пополудни пустили поезд из двух паровозов и 33 груженых дровами вагонов общей тяжестью до 55 тыс. пудов. Поезд развил скорость до 25 верст в час. Прогиб ферм оказался лишь 0,5 % нормы. Прошло более 80-ти лет, мчат тяжеловесные составы, а мост по-прежнему стоит как скала и надежно служит людям. В чем же секрет его прочности?

По окончании испытаний по случаю открытия движения отслужили молебен. Затем со станции Свияжск проследовал служебный поезд в составе классных вагонов. При входе его на мост, около 6 вечера, была совершена церемония перерезания ленты. Этой чести удостоилась супруга автора проекта госпожа Белелюбская. На открытии присутствовало до 400 человек, в том числе 40 инженеров. Вечером пустили из Казани первый пассажирский поезд на Москву с пересадкой в Свияжске.

На стройке израсходовано 555 тыс. пудов железной арматуры, поставленной сормовским заводом. Заготовки собраны на месте за 9 месяцев. Это — рекорд тех лет в мировом мостостроении. Общая протяженность с аркадой составила 562 сажени. Общая итоговая стоимость сооружения — 7 млн. рублей. Проектная составила 9,5 миллиона. Путем жесткой экономии за счет безжалостной эксплуатации 3000 рабочих, урезания первоначального проекта, игнорирования технически допустимых норм удалось придержать кругленькую сумму. И это еще при понесенных убытках от аварий.

Движение началось, но еще предстояло, по заведенному обычаю, благословение церкви и пышное торжество. Молебствие завершалось обильным пиршеством власть имущих. Загодя, когда еще мост был в утробе железнодорожного общества, по ходатайству казанского дворянства и губернского земства 26 марта 1910 г. Николай II повелел именовать его Романовским.

В предвкушении торжества ожидалось нечто особенное. Ползли слухи, что пожалует сам государь с августейшим семейством. В половине двенадцатого 11 июля 1913 г. от казанского вокзала под звуки музыки отошел в Зелёный Дол пассажирский поезд, украшенный флагами и зеленью. На нем следовала городская знать. Поезд миновал красавец-мост и остановился у Вязовой горы. У подножия раскинулись палатки. Вся гора была усеяна пестрой толпой. Кроме жителей окрестных сел и деревень, здесь присутствовали приезжие: казанцы, свияжане, симбирцы. Нагрянули гости даже из Москвы и Петербурга. Во вместительном шатре заканчивал молебен уже знакомый нам епископ чебоксарский отец Михаил. Затем крестный ход с гимном «Коль славен» двинулся на гору, к месту закладки часовни в память 300-летия дома Романовых. Пел церковный хор вязовских крестьян. Закончив ритуал закладки, пастырь спустился на мост и щедро, на обе стороны, кропил его «святой водой». Так он дошел до левого берега. Затем вместе со спутниками сел на поезд и направился в обратный путь. Большинство гостей рассеялось по мосту, любуясь сооружением и окрестностями. Потом высокие званые гости прошли по ковровой дорожке мимо аркады на пристань, где их ждал разукрашенный флагами пароход акционерного общества «По Волге». Каюты 1–2 класса оказались разгороженными — тем самым образовался большой банкетный зал. Столы ломились от яств и вин. Пароход плавно двинулся вверх по реке. Вырвались шумливые тосты за государя, его чад и домочадцев, министров... Крики «Ура!», гимн. Удостоились тостов строители Фроловский, Цишевский, Смугге, Кнорре, Макаревич и другие. Пароход повернул к мосту. Каменные быки-опоры сверкали бронзовыми барельефами с изображением гербов по эскизам художника-зодчего Щусева.

Время до Казани пролетело мгновенно. Фон Мекк опять ратовал за объединение земского и городского самоуправления с техническими силами вверенного ему акционерного общества в предстоящем железнодорожном строительстве. Его пышная смолистая борода завораживала блеском, холеная правильная поза олицетворяла внутреннюю силу, власть и достоинство. Уста источали медовые слова, сияла доверительная улыбка. Преуспевающий бизнесмен предвкушал новые выгодные сделки...

Губернатор Стрижевский воспользовался случаем провозгласить здравицу в честь нового городского главы В.Боронина.

Основательно захмелевшие пассажиры покинули столовую и, поддерживаемые лакеями, выбрались на верхнюю палубу. Сброшены маски напускного приличия. О дальнейшем предусмотрительный корреспондент популярной казанской газеты предпочел умолчать, дабы не гневить начальство и не сердить светских и духовных чинов. На казанской пристани духовенство и многие светские особы покинули пароход, остальные, менее щепетильные, возвратились к мосту продолжать пиршество.

Простой люд, приезжие зеваки, прочая разношерстная публика оставались до сумерек на юре. Наиболее досужие разбрелись по мосту. На косогоре продолжалось немудреное веселье: лузгали семечки и громко тараторили бабы, галдели пьяные мужики, вырывалась нестройная песня, кто-то пустился в пляс, где-то сбоку нарастала ругань — затевалась драка. Некоторым рабочим начальство выдало по рублю наградных.

К великому огорчению казанского дворянства, духовенства, торгово-промышленных кругов, а заодно и господ из правления Московско-Казанской железной дороги монарх, или кто-либо из царской фамилии на торжества не пожаловал. Ждали их дорогие подарки, жгучие надежды на высочайшее покровительство.

С 27 июля 1913 г. началось движение через мост двух пар пассажирских поездов: №№21/22 почтово-пассажирские, №№ 23/24 скорые. С 11 августа тронулись и товарные. Переправа закончила свое существование. 7 марта 1914 г. правление М.К.ж.д. объявило o продаже ледоколов №№ 2–3, баржи "Пристань Остров".

В феврале 1913 г. Свияжское уездное земство обратилось в правление дороги с просьбой перенести конечную станцию пригородных поездов из Зелёного Дола в Свияжск. В то время ходили из Казани 6 дачных составов. Владельцы согласились и в виде опыта пустили с 1 сентября 1913 г. до Свияжска из них две пары. Виды на выгоду оправдались. В последующие годы количество дачных поездов увеличилось.

 

 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2004 г.