Печальный поход
по ЮШУТСКОЙ ВЕТКЕ

Сергей ВЛАДИМИРОВич
автор сайта

 
Юшутская ветка
Юшутская ветка

История начала постройки железнодорожной линии вглубь марийских лесов мне пока неизвестна. Основная цель, скорее всего, была в освоении лесных массивов с восточной стороны от станции Суслонгер, находящейся на линии Зелёный Дол – Йошкар-Ола. Ещё одна мысль о цели постройки приходит, когда узнаёшь, что рядом с Суслонгером был мобилизационный лагерь для подготовки новобранцев в ВОВ. Здесь же с 1942 года существовал лагерь для военнопленных. По крайней мере, есть сведения, что для обслуживания моблагеря на оз.Серебряное была построена узкоколейка.

Изучая карты послевоенных времён, можно видеть, как шло развитие железной дороги. По состоянию местности на 1946 год линия имела длину около 18 км и шла в направлении посёлка Октябрьский. На десятом километре, судя по карте, имелось примыкание узкоколейной дороги, ведущей в сторону деревни (посёлка?) Филип-Сола.

На следующей имеющейся карте (год издания установить не удалось) железная дорога удлиняется в сторону Октябрьского примерно на два километра. На четырнадцатом километре появилось ответвление на север к Покровскому. На окончании ветки возник посёлок Комсомольский. Вот это ответвление от линии на Октябрьский впоследствии и стало Юшутской веткой. Узкоколейка, отходящая от 10 км, продолжала развиваться. Основная линия удлинилась, и описав полукруг у Филип-Солы, ушла на север к ветке на Октябрьский. Появились два уса на юг.

В 1968 году узкоколейки на карте уже не было.

К 1971 году Юшутская ветка была построена полностью. Юго-восточная ветка дошла до посёлка Октябрьский, а северо-восточная — до посёлка Зеленогорский (не заходя в него). На карте 1971 года прослеживаются следы уса, отходящего на пятнадцатом километре на северо-запад. Длина уса — 3-3,5 км.

На 2000 год на ветке Суслонгер – Зеленогорск существовали следующие раздельные пункты:

Раздельный пункт
Расстояние от Суслонгера
Суслонгер
0 км
раз 24 км
24 км
раз 38 км
38 км
раз 43 км
43 км
раз 47 км
47 км
о.п. Зеленогорск
49 км

Почему-то отсутствует упоминание о разъезде в Комсомольском.

* * *

...Положение на ведомственной Юшутской ветке, идущей от станции Суслонгер в Зеленогорск, с каждым годом ухудшалось. В сентябре 2002 года здесь проездом побывал путешественник Сергей Болашенко. Рассказ об этом можно прочитать здесь.

В мае 2005 года от Суслонгера до Зеленогорска прошли Михаил Тихонов из Казани с Артёмом Филиповичем. По словам местных жителей, ветку полностью разобрали в течение 2004 года. Это — «официальная» дата. До этого рельсы попросту разворовывались, так как движения не было. В течение похода был найден всего один рельс, да и тот уже пытались выкопать из земли. Судя по клейму, год изготовления — 1907. На линии стояли пикетные и километровые столбы. Начало отсчета, естественно, от ст.Суслонгер.

Ветка на Октябрьский была разобрана до 2004 года. На картах она уже не наносится с 2000 года.

По моим наблюдениям на станции Суслонгер конца 80-х – начале 90-х годов Юшутская ветка обслуживалась тепловозами ТГМ-23. Пассажирский поезд до Зеленогорска состоял из одного-двух ЦМВ. С правой стороны станции Суслонгер (в сторону Йошкар-Олы) находилось депо. Там находился тепловоз ЧМЭ2-342, пожарный поезд, снегоочиститель...

По наблюдениям Огнева О.В., у депо на 09.05.1986 г. стоял законсервированный паровоз (скорее всего, Эм763-68). Под насыпью главного хода лежал котёл узкоколейного паровоза. Лежал он и в 1989 году.

* * *

Итак, ниже находятся фотографии из майского похода 2005 года, молчаливо говорящие о печальной судьбе ведомственной ветки.

Ответвление на Октябрьский. Вид в сторону Суслонгера
Ответвление на Октябрьский. Вид в сторону Зеленогорска. Линия на Октябрьский - направо
Дорога после ответвления. Вид в сторону Зеленогорска
Ответвление на Октябрьский,
вид в сторону Суслонгера
Ответвление на Октябрьский,
вид в сторону Зеленогорска.
Октябрьский - направо
Дорога после ответвления,
вид в сторону Зеленогорска
Выемка перед Комсомольским
Вокзальчик в Комсомольском
Станционные постройки Комсомольского
Выемка перед Комсомольским
Вокзальчик в Комсомольском
Станционные постройки, два пути, станция в кривой
Разъезд 38 км
Мостик на 39 км
Пассажирский вагон у Зеленогорска
Разъезд 38 км
Мостик на 39 км
Пассажирский вагон на заправке с севера Зеленогорска
 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2004
2006 г.г.