ЗАБЫТОЕ ТВОРЕНИЕ
АКАДЕМИКА ЩУСЕВА
[ Николай КОКЛЮГИН ] |
...Знаменитая Московско-Казанская, ныне Горьковская железная дорога. Уже второе столетие стремительно несутся по ее стальным путям поезда. Завершение постройки, триумф открытия дороги, огромные прибыли от ее эксплуатации в начале века тесно переплетены с историей семейства фон-Мекк. |
Замысел семейства фон-Мекк
Династия фон-Мекк берет начало с Карла Федоровича фон-Мекка — лифляндского дворянина, военного инженера-путейца, снимавшего подряды на строительство железных дорог. Его жена Надежда Филаретовна, урожденная Фроловская, женщина интеллигентная, одухотворенная, хорошо разбиравшаяся в искусстве, вошла в историю как почитательница и покровительница П.И. Чайковского. Их сыновья продолжили дело отца. Николай Федорович фон-Мекк, личность незаурядная, высококлассный специалист, бизнесмен и великолепный организатор, становится в 1891 году председателем правления акционерного общества Московско-Казанской железной дороги, ее управляющим и совладельцем с правом держателя контрольного пакета.
Семейство гордилось дорогой. Чистая прибыль от нее составляла в 1911 году 3 миллиона 300 тысяч рублей. После сооружения моста через Волгу Мекки задумали превратить ее в лучшую дорогу России. Для этого предполагалось по единому плану украсить все станции, сделать неповторимым каждый вокзал. Путевые впечатления от поездки должны были навсегда врезаться в память пассажиров. Прибылями от дороги планировалось покрыть затраты на ее благоустройство и украшение. Замах был грандиозен. Первым чудом дороги виделось здание Казанского вокзала в Москве, которое Мекки рассматривали как символ триумфа встречи Европы с Азией. К его проектированию привлекли блестящего зодчего, одного из создателей так называемого неорусского стиля в архитектуре А.В. Щусева. К 1912 году проект Казанского вокзала был готов. Строительство началось в 1913 году. Вопросами оформления вокзала ведали В.В. фон-Мекк, племянник начальника Н.К. фон-Мекка, и князь С.А. Щербатов. Оформляли его лучшие художники России: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере. З.Е. Серебрякова. Бенуа уже в 1913 году завершит в одном из залов гигантское аллегорическое панно «Встреча Азии», заканчивали свои творения и другие мастера. Но с началом мировой войны из-за недостатка средств работы были постепенно остановлены, а вокзал в сильно усеченном виде достроили только в 40-е годы.
Мавзолей — часовня
А.В.Щусев. Проект памятника-часовни
в честь 300-летия Дома Романовых. 1914 г.Между тем Щусев уже в 1913 году работает над проектом памятника-часовни на левом берегу Волги у моста близ Зелёного Дола и в 1915 году завершает его.
В 1912 году имущая Россия начала готовиться к празднованию 300-летия Императорского Дома Романовых. Не ударить лицом в грязь решила и казанская знать. Еще раньше в казанском обществе и в городской печати обсуждался вопрос об увековечении юбилея монаршей династии. Дворянство, купечество, промышленники, высокое духовенство вносили предложения о том, как громче прославить своего монарха и его ближних, надеялись на венценосное покровительство в делах земных. Им уже удалось получить высочайшее соизволение присвоить строившемуся железнодорожному мосту через Волгу имя Романовского. Его пуск совпадал с годом царских торжеств.
Современных читателей не удивишь возведением какого-то моста. Но в ту пору красавец-мост через матушку Волгу потрясал воображение людей. О нем мечтали и хлопотали долгие годы — ведь Казань без него была фактически оторвана от Центральной России в экономическом плане и несла большие убытки, и мост принес второе дыхание хозяйству губернии. Все три года строительства казанская пресса "болела" мостом. Вот на этом-то фоне родилась идея соорудить рядом на горе мавзолей-часовню, воплотить в святилище любовь и признательность верноподданной Казани Романовской монархии. Исполнить замысел выпало губернскому земству.
С 1 по 19 декабря 1912 года проходила 48-я очередная сессия губернского земского собрания. На первом же заседании поступило предложение создать комиссию по ознаменованию 300-летия царствования Дома Романовых. В ее состав вошли С.С. Толстой-Милославский.
А.Н. Баратынский, маркиз В.А. Паулуччи, А.В. Молоствов, П.А. Делидов, князь П.Ухтомский, свияжский купец и пароходчик Г.Каменев и все члены земской управы. По докладу комиссии постановили: « ...Соорудить часовню в селе Вязовых Свияжского уезда у Императорского Романовского железнодорожного моста, на что ассигновать 5000 рублей и известить об этом казанское дворянство, городское управление и другие общественные организации, а также частных лиц, дабы предоставить им возможность, если они того пожелают, посильным участием присоединиться к почину губернского земства, а также войти в соглашение с обществом Московско-Казанской ж.д.».
Расположение Вязовых гор живописно, далеко обозреваемо с речных просторов. Мавзолей в сочетании с мостом, творением профессора Н.А. Белелюбского, должен был создать величественную картину. Замысел подогревался надеждами на посещение Николаем II торжеств по случаю открытия моста, а следовательно и Казани.
Кредит в пять тысяч рублей был включен в смету земства на 1913 год. Привлекли к финансированию и уездные земства. Не обошлось там, однако, без робкого ворчания. На заседании Свияжской городской думы, где обсуждался вопрос празднования царского юбилея, городской голова Поляков заявил, что считает часовню пустой затеей, но раз уж Тетюши ассигновали на нее, то нам, дескать, неудобно отказываться, тем более, что в своем уезде. Купец Г.Каменев и протоиерей Романовский — за часовню. При этом пароходчик, торговец и мукомол присовокупил: «Через 1000 лет часовня, проектируемая губернским земством, будет в числе памятников старины». Как в воду смотрел! Ассигновали 150 рублей. Козьмодемьянское земство выделило 100 рублей. И так далее.
В январе 1913 года на место выехала Особая комиссия из губернатора М.Стрижевского, губернского предводителя дворянства С.Толстого-Милославского, председателя губернской земской управы Н.Мельникова, заведующего техотделом управы Д.Арцибашева. инженеров земства Ф.Юргенсона и В.Важанского. Как видим, часовне придавалось немаловажное значение, если на определение площадки выехал сам губернатор. Долго обозревали холм и, наконец, выбрали место для сооружения. Постоянным председателем строительной комиссии стал предводитель губернского дворянства гофмейстер царского двора Толстой-Милославский, членами — перечисленные в Постановлении земского собрания лица. Пригласили к участию в работах и правление Московско-Казанской железной дороги, но дорожные акционеры вежливо уклонились, расщедрились лишь на бутовый камень под фундамент, оставшийся от строительства моста.
Дворянство хотя и громко шумело, не скупилось на цветистые призывы, но пожертвовало всего лишь три тысячи рублей. К концу года собрали 32 420 рублей. Деньги продолжали поступать. Газеты тех лет постоянно публиковали списки жертвователей на строительство часовни и суммы пожертвований, вплоть до самых малых. Так, учащиеся Ометьевского училища собрали 2 рубля, сумму по тем временам немалую, если к тому же принять во внимание, что в училище получали образование дети бедняков.
А.В. Щусев, автор проекта Казанского вокзала Москвы, а позднее — мавзолея В.И. Ленина, предложил казанцам часовню в восточно-египетском стиле.
Судя по сохранившейся фотографии заказанного ему проекта, это поистине высокое искусство, творение великого художника, шедевр простой и захватывающий. Даже сейчас, когда недостроенный памятник запущен, люди не могут пройти мимо без восхищения.
Торжественную закладку совершили 11 июля 1913 года — в день пышного открытия Романовского моста. Никто из членов императорской фамилии не пожаловал. Чебоксарский епископ Михаил, сопровождаемый церковным хором вязовских крестьян и именитыми гостями, понаехавшими даже из столиц, отслужил на площадке молебен. После церемонии закладки крестный ход направился освящать мост.
Сооружение памятника началось весной 1914 года. После его завершения мавзолей-часовню предполагалось передать под наблюдение правления Московско-Казанской железной дороги, туда же — сдать на хранение проектную документацию.
За несколько месяцев выложили красным кирпичом стены, колонны, карнизы, покрыли первый ярус. Осталось возвести второй ярус колокольни и увенчать ее высоким шпилем, облицевать сооружение мрамором, обустроить подходы. Но не суждено было осуществиться замыслу выдающегося мастера — разразилась первая мировая война. Финансирование прекратилось, стройку свернули. Потом революция, гражданская война...Консервация затянулась на десятилетия. Забвение, безнадзорность нанесли памятнику ощутимый урон: разворошен верх, кто-то все продолжает пытаться откалывать кирпич, но он яростно сопротивляется — крошится, однако не сдается. Шлифуют реликвию колючие волжские ветры, секут дожди и снега — а она стоит как гранитный утес, стоит назло всем напастям.
За десятилетия было много и дельных предложений, и прожектов восстановления и достройки часовни, использования ее в различных целях, вплоть до хозяйственных. Но она несомненно должна стать тем, для чего предназначалась — памятником истории и культуры. Надлежит ей радовать глаз людей, проезжающих мимо на поездах и теплоходах, манить к себе взоры туристов.
Не одно поколение краеведов, архитекторов и просто любителей прекрасного мечтало увидеть памятник на Вязовой горе во всем его блеске и величии. Мечтаем сегодня и мы.журнал «Казан-Казань»,
№7 от 1997 г.
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru |
Идея, сбор материалов и разработка сайта © Сергей Владимирович. 2004 г. |