ЗАБЫТАЯ ЧАСОВНЯ
от создателя мавзолея
Дмитрий КАТАРГИН |
Недавно вновь заговорили о реставрации Романовской часовни, построенной по проекту архитектора А.В.Щусева, — того самого, что впоследствии спроектировал Мавзолей В.И.Ленина. |
Часовня находится на противоположном берегу Волги, около железнодорожного моста, и невольно притягивает взгляды проезжающих мимо людей. Без всякого сомнения, этот памятник истории и архитектуры, стоящий на крутом волжском берегу, может служить символом Зеленодольска. И он служит — разрушенный, заброшенный, всеми забытый...
Но помнят о нем краеведы, историки, люди, чья душа болеет за родные места. Проезжающие мимо пассажиры поездов и теплоходов с удивлением вглядываются в строгие классические очертания некоего полуразрушенного здания с колоннами из красного кирпича, явно старой постройки, и задаются вопросом: а что это?.. Мавзолей? Храм? Памятник? Кто построил? Для чего служило это творение рук человеческих? Смотришь на него лишь несколько секунд, а впечатление остается надолго...
Почти девяносто лет стоит на Вязовой горе этот памятник, закладка которого состоялась в день открытия моста. Построенный на пожертвования населения, мавзолей-часовня вместе с Романовским мостом на фоне волжских просторов должны были образовать захватывающий душу ансамбль... Но тогда этому замыслу не суждено было осуществиться: до начала первой мировой войны строители успели возвести лишь стены, колонны и перекрытие первого яруса. Финансирование проекта прекратилось. А потом о нем и вовсе забыли.
Как нам рассказала архитектор-реставратор, специалист научно-реставрационного управления республики Марина СТЕПАНОВА, впервые предложение восстановить уникальный памятник архитектуры поступило от руководства завода им. Горького в 1987 году. Тогда в восстановленной часовне предполагалось разместить музей завода. Однако, как это всегда случается в хорошем начинании, возникли непредвиденные сложности...
Тем не менее необходимо было разыскать подлинные чертежи. С этой целью Марина Юрьевна отправилась в Москву, где ей удалось встретить внука Щусева, который разрешил произвести поиск в семейном архиве. Замысел архитектора стал известен точно: удалось найти окончательный вариант чертежей Романовской часовни.
Однако завод имени Горького отказался от проекта восстановления часовни. Наступали перестроечные времена, экономическое положение гиганта татарстанского судостроения пошатнулось, и о памятнике опять забыли на несколько лет.
Вновь идея восстановления реликвии появилась года три назад. Тогда Комитет по строительству и архитектуре Зеленодольска (его возглавлял нынешний первый зам. главы администрации А.С. Федоров) заказал проект восстановления памятника — уже по своему прямому назначению, то есть как часовни. Проект был выполнен, разработаны чертежи и эскизы для строительства, за что заплатили более 40 тысяч рублей. Однако что-то вновь помешало воссоздать непризнанный символ Зеленодольска — очевидно, недостаток финансирования...
И вот недавно стало известно о возвращении к этой идее. Финансовую часть проекта предполагается возложить на Горьковскую железную дорогу. Не останется в стороне и церковь. При подготовке программы «Мост», посвященной молодежной тематике, А.Н. Березинский показывал гл.редактору «Романовского моста» Л.Ф. Николаевой фотографию встречи вице-премьера РТ Швецова, наместника Раифского монастыря отца Всеволода с представителем железнодорожников. Как нам стало известно от А.Н. Березинского, поездка к железнодорожному начальству планируется этой весной. Правда, по сообщению пресс-центра Горьковской железной дороги, им об этом ничего не известно... Когда же облицованная мрамором Романовская часовня вознесет свой крест над высоким берегом Волги?
газета «Романовский мост»,
№ (009) от 29 марта 2001 г.
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru |
Идея, сбор материалов и разработка сайта © Сергей Владимирович. 2004 г. |