РОМАНОВСКИЙ МОСТ
Двадцатые годы

[ Николай КОКЛЮГИН ]
краевед

От старых владельцев Московско-Казанской ж.д. в плачевном состоянии унаследован мост через Волгу. Гражданская война не позволила заняться обстоятельным ремонтом. Опоры потрескались, правобережная аркада, подвергшаяся разрушительному воздействию пожара во время строительства, пришла в аварийное состояние. Нависла угроза прекращения движения на линии Казань-Москва.

В условиях разрухи и голода, Республика Советов вынуждена была изыскать средства для восстановительного ремонта. Весной трудного 1921 г. в Свияжск прибыл ремонтно-восстановительный поезд «Горем-41» («Головной ремонт») во главе с энергичным инженером Мелетевым. Такие поезда в военное лихолетье двигались за наступающей Красной Армией. Рабочие находились на военном положении и имели стрелковое вооружение. Специальный вагон-арсенал обеспечивал их всем необходимым для боя. В остальных вагонах размещались механические мастерские и жилье рабочих. В «Гореме-41» насчитывалось около 300 квалифицированных специалистов. Подсобников набирали из местного населения. Дружный, сработавшийся коллектив был в Гореме, такому, казалось, все по плечу.

Вскоре прибыл еще один ремонтный поезд — «Тылрем–3», возглавляемый инженером Кованько. Своих кадровых рабочих в нем числилось мало — набирали со стороны. Люди приходили разные, просачивались и случайные элементы, анархиствующая вольница. Но под влиянием крепкого пролетарского ядра крепла дисциплина и здесь. Многие с семьями жили в вагонах-теплушках, растянувшихся под Верхними Вязовыми по бокам главного хода («Горем» же разместился у ветки на Волгу под Нижними Вязовыми). Мастерские «Тылрема» не ограничились вагонами, наиболее громоздкое оборудование установили на грунт, сколотив сараи-времянки. Энергоустановка освещала дополнительно и мост.

Оба поезда приступили к капитальному ремонту аркады, предварительно соорудив временный объездной путь на деревянных опорах. Движение по нему еле теплилось с риском развалиться. Работы велись в условиях обрушившейся на Поволжье жесточайшей засухи и голода. Рабочие, жившие на скудном пайке, помогали бедствующим крестьянам чем могли. Истощенные, плохо одетые, трудились они на свирепом ветру и лютых морозах. Пролетарская солидарность, взаимовыручка помогали выстоять тем и другим.

К весне 1922 г. основные работы были выполнены. Наркомат путей сообщения счел пребывание здесь двух поездов нецелесообразным, ждала восстановительная страда и в других регионах страны. Выбор на уход пал на «Горем-41». В мае 1922 г. полюбившийся местному населению коллектив отбыл в Москву.

Вскоре по убытию «Горема-41», на укрепление каменных опор из Пензы приехала группа рабочих из 30 человек во главе с доверенным акционерного общества «Анрубат» Розеновым. Розенов и его компаньоны были типичными коммерсантами, пекущимися только о своих прибылях. Они притесняли рабочих, нарушали договор и трудовое законодательство, не соблюдали установленного рабочего дня, не платили сверхурочные, праздничные, суточные, не создавали элементарных бытовых условий. Только под давлением инспекции по охране труда акционеры начинали шевелиться.

По завершению восстановления аркады, «Тылрем-3» был преобразован в путейские ремонтные мастерские. Деятельность предприятия приняла разъездной характер. К 1929 году рабочих и служащих там насчитывалось около 250 человек. Функционировали мастерские до конца 20-х годов.

 

 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2004 г.