Открытие
КАЗАНСКОГО ВОКЗАЛА

Генрих КЛЕПАЦКИЙ
журналист

Привокзальная площадь в Казани перестала быть воплощением безобразия, но и не стала чем-то цельным — облагороженная стекляшка пригородного вокзала решительно ломает привокзальное пространство.

Взглянем на самую старую постройку вокзального комплекса — краснокирпичное здание старого вокзала. Оно действительно старое — в январе ему стукнуло 105 лет. Вот как казанская газета «Волжский вестник» в номере 22 за 24 января 1896 года описывала освящение вокзала:

«Вчера происходило освящение вокзала станции Казань Московско-Казанской железной дороги. Закладка здания состоялась в 1893 году, стоит вокзал 300 тысяч рублей. Длина здания 40 саженей, высота до крыши — 5 саженей, высота с крышей 6,5 саженей, высота центрального выступа без флагштока — 10 саженей, с флагштоком — 15. Высота боковых выступов без фронтонов — 6саженей, с фронтоном — 8 саженей, ширина — 15 саженей.

На здании — гербы губерний, через которые проходит дорога. Фон стен — тёмно-красный, украшения, гербы и вазы цвета серого цемента. В центральном выступе в два света вестибюль, пассажирская и багажная касса. В первом выступе находится зал третьего класса с отдельным выходом прямо с площади. Часть между центральным и левым выступом отведена под пассажирские залы первого и второго класса, в левом выступе — ресторан, салон первого и второго классов и уборные.

В остальных частях и на втором этаже почта, контора, телеграф, комендант и доктор, квартира начальника станции. Внутри помещений первого и второго классов роскошная мебель, гардины, зал окрашен в нежно-лимонный цвет, помещение буфета — в серый. Над входом, отделанным под орех, устроены хоры, в балюстраду вделаны часы.

Потолок зала третьего класса поддерживается группами колонн. Отопление во всем вокзале паровое, освещение керосиновое. Сегодня от вокзала отходит первый пассажирский поезд».

Проект здания местные знатоки приписывают казанскому архитектору Генриху Бернардовичу Рушу, однако не могут при этом представить ничего в подтверждение своего утверждения — ни архивного дела, ни газетной заметки той поры, ничего вообще, кроме строчек из книжек, ими же самими написанных. На мой взгляд, вероятность того, что вокзал построен по проекту Г.Б. Руша, исчезающе мала. Дело в том, что Общество Московско-Казанской железной дороги, имевшее в своем штате отличных архитекторов, вряд ли заказало бы стороннему специалисту проект второго по значению (после Казанского вокзала в Москве) гражданского сооружения на дороге. Несколько лет назад, когда я ездил к родственникам в Питер, почти неделю провёл в Российском Государственном историческом архиве. Нашлись там и бумаги с проектами нашего вокзала. В чёрной ледериновой папке с серебряными буквами «Проектъ вокзала станцiи II класса Казань Московско-Казанской железной дороги» содержался проект, но совершенно другой и, к сожалению, не подписанный. Выдержанный в «мавританском вкусе» (Казань — какой-никакой, но все же Восток).

 

 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2004 г.