Куда исчезли
ЮРТЫ и СЕКЕРКА?

Сергей ВЛАДИМИРОВич
автор сайта

В начале бурных 90-х годов прошлого 20-го века прошёл бум раздачи земельных участков под дачи. Пришлось поездить на «шесть соток» и автору сайта. Садовое общество находилось в районе о.п. Ширданы и добраться туда для 99,99(9)% населения было возможно только железнодорожным транспортом. Из года в год созерцая участок перегона Свияжск – Тюрлема из окна элетропоезда, я удивлялся широкой полосе насыпи от Свияжского мясокомбината до о.п. 746 км...

Второй раз данный участок озадчил после просмотра атласа «Схем железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданного в 1943 году. На листе 42 «Казанская ж.д.» около станции Свияжск были обозначены некие раздельные пункты Юрты и Секерка. Данные по километражу для них указаны не были, что не давало зацепок по местонахождению.

Часть листа атласа
Часть листа «Казанская ж.д.»
атласа «Схем...»

Третий раз с таинственной Секеркой пришлось столкнуться на листе 372 «Официального указателя пассажирских сообщений. Выпуск 38-й». В 1948-м году этот пункт без остановки проходили две пары поездов Сталинград – Казань и Казань – Ульяновск. Секерка опять была указана без километража.

С такими исходными данными я пришёл к любителю-краеведу Нижних Вязовых Владимиру Петровичу Копнину. Немного озадачившись, он начал обзванивать старожилов, но никто ничего по интересовавшему вопросу рассказать не мог. Пришлось Юрты с Секеркой «задвинуть в дальний угол» и забыть. Но однажды Владимир Петрович обрадовал вестью, что разговаривал с одной из местных жительниц. Оказалось, что она работала на отсыпке насыпи около станции Свияжск. В военное время было решено построить соединение для пропуска поездов с московского направления на Ульяновское (Сталинградское) без смены направления движения, то есть, без заезда в Свияжск. Так и появились раздельные пункты Юрты (совр. перегон Тюрлема – Свияжск) и Секерка (Свияжск – Ходяшево).

В мае 2012 года интересующий участок дважды изучен. Примыкание пути на Юрты к основному ходу было на 748 км. Сам раздельный пункт располагался параллельно современному перегону Тюрлема – Свияжск и, по всей видимости, проектировался как разъезд. На насыпи в настоящее время растут деревья ветрозащитной полосы. Ближе к Нижневязовскому хлебоприёмному пункту насыпь уходит в кривую по часовой стрелке и через некоторое расстояние теряется в дачных участках. При осмотре данного места кажется, что существовал задел под путь, шедший в выемке между основным ходом и соединительной веткой. По крайней мере, в месте пересечения выемки с посадками показалось, что сохранились остатки балластной призмы. Владимир Петрович к версии, что здесь находился перегон Юрты – Секерка отнёсся скептически, указав, что зимой низина будет заметаться снегом. Вопрос о том, что? и как на самом деле было задумано, остаётся открытым. По-видимому строительство было заброшено на стадии земляных работ из-за того, что тема соединения участков перестала быть актуальной (перелом ВОВ в результате Сталинградской битвы). Но возникают сомнения — почему Секерка упоминается и в расписании 1948 года? Кстати, её следов найти не удалось.

В результате обследования сделано несколько фотографий, но смысла выкладывать их на сайт я не вижу: так как не удалось передать рельеф местности. Напоследок выкладываю спутниковый снимок района Секерка – Юрты. Основа — карты Google.

Спутниковая фотография
Спутниковая фотография
района Секерка – Юрты
 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
© Сергей Владимирович. 2004-2012 г.г.