Раздельные пункты проекта

ДЕРБЫШКИ – АКБАШ

Сергей ВЛАДИМИРОВ
автор сайта

При написании первых статей о железной дороге Казань – Бугульма («Неосуществлённый проект длиной 340 км» и «По трассе неосуществлённого проекта») меня интересовала трассировка линии, местонахождение станций.

Попытки наложить карту Татарии, (присланную Александром Лемешко из Йошкар-Олы), с нанесенной линией, на современную основу не увенчались успехом. Два листа, на которых нанесена железная дорога, были сфотографированы фотоаппаратом под углом и давали искажения. Проектная железная дорога упорно не хотела выходить к Бугульме, заканчиваясь юго-западнее. Решив, что по проекту линия выходила к какой-то из существующих станций на Куйбышевской дороге (в то время им.В.В.Куйбышева), я успокоился. Тем более я не нашёл «действующего разъезда Совхозная... возле Бугульмы», как указывалось в газетной статье 1941 года (здесь).

Просматривая списки проектов непостроенных, построенных и впоследствии разобранных железных дорог, неосуществленных проектов на сайте Дмитрия Зиновьева я нашёл упоминания:

1) о проекте линии Казань – Бугульма (как о неосуществленном) (1938 год);

2) о начинавшейся строится, но потом разобранной линии Дербышки – Акбаш (1943 год);

3) о начинавшейся строится, но разобранной линии Агрыз – Пронино – Сургут (Серные Воды).

Проект третьей линии никак не совпадал с трассировкой дороги Дербышки – Бугульма. Второй пункт был близок, но меня смутил год — 1943. Ведь утверждалось, что все планы строительства нарушило начало войны.

Просматривая выложенную в Интернете железнодорожную литературу наткнулся на очень любопытный атлас. Обложка гласила «Центральное управление военных сообщений Красной Армии. Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР». Почему название такое? А тут нужно посмотреть на год выпуска — 1943. Кстати, стоит гриф «Для служебного пользования» — время-то военное. Страница «Казанская ж.д.» и дала ответы на вопросы, возникающие во время изучения материалов.

Сразу же появилось объяснение дате окончания строительства оголовка каменной трубы в одном из оврагов на трассе линии (1942 г II/VI) — просто строительство шло и во время войны. Только вот теперь возникает следующий вопрос: «А почему строительство прервалось..?»

Схема также прояснила и конечный пункт проекта — разъезд Акбаш, на который упорно выходила накладываемая мной линия с карты, упоминаемой в начале этой статьи.

Вообщем, ниже приведены проектные раздельные пункты так и неосуществленного проекта длиной, как выяснилось, не 340, а 354 км. В таблице приведена транскрипция со схемы.

Разд. пункт
км
Дербышки
0
Раз.Белянкино
10
Сулла
22
Зайцевка
32
Пестреци
40
Нурма
51
Салтаив
62
Надежда
74
Арыш
87
Темерлик
95
Кульга
103
Уракчэ
113
Кубассы
126
Чистополь
137
Кзыл-Болгар
148
Тубулче
159
Каргалы
171
Чаллы
184
Ново-Шешлимск
195
Раз.Шешлимск
206
Шегурча
216
Кителга
225
Ерсубай
237
Кичай
250
Довляг
260
Мамет
273
Кирлей
286
Зай-Каратай
296
Письмянка
208
Степной Зай
320
Ак-Куль
329
Раз.Совхозный
339
Раз.Акбаш
354
 
 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2006 г.