ЗЕЛЁНЫЙ ДОЛ ЙОШКАР-ОЛА

Справка:

На момент строительства город Йошкар-Ола носил название Краснококшайск. Переименован в 1928 году.

Железная дорога сдана в эксплуатацию в 1927 году. Протяженность — 105 км.


ИСТОРИЯ СТАНЦИЙ

ГАРИ (5 км)

Станция Гари возникла в 1980-х годах. Основное назначение подача и уборка вагонов с подъездного пути Зеленодольского машиностроительного завода (ЗМЗ), а также СУ-3.

В 20072008 г.г.подъездной путь ЗМЗ (3,7 км) полностью разобран. От насыпи основного хода пути обнаружены два ответвления, которые вели на территорию непостроенного комбината крупнопанельного домостроения.

Три пути. Электрическая централизация. Ранее на боковом (третьем) пути производилась посадка пассажиров с оборудованной высокой платформы. Платформа полностью разобрана в 2008 году. Часть плит уложена в междупутье и посадка производится с главного пути. Второй путь в 2008 году ещё использовался для скрещения поездов, но в апреле 2009 г. стрелки на главном пути заперты. Является парком станции Зелёный Дол и практически единственной работой является подача/уборка вагонов с металлоломом с территории бывшего СУ-3.

ПОМАРЫ (18 км)

История посёлка Приволжский связана с возникновением станции Красный Яльчик строящейся железной дороги Зелёный Дол Йошкар-Ола, впоследствии станция Красный Яльчик переименована в ст. Помары.

По воспоминаниям Евдокии Ефимовны Сергеевой, 1914 года рождения, уроженки д.Александровка Помарской волости Чебоксарского уезда, люди закрывали лицо сетками от наседавших комаров, деревья пилили вручную, расчищали площадь от кустарников и пней, засыпали часть болот. Первые месяцы жили в шалашах и палатках, а затем построили небольшой барак. Жители соседних деревень навещали рабочих и обменивали продукты питания на хозяйственные товары: лопату, топор, молоток.

6 ноября 1927 года через станцию Помары прошёл первый пассажирский поезд.

ШЕЛАНГЕР (52 км)

Своим возникновением поселок Шелангер обязан строительству железной дороги и возникновению неподалеку от одноимённой деревни железнодорожной станции.

В 1927 году через деревню была проведена железнодорожная магистраль. Путь прокладывали по лесной чаще, почти все работы производились вручную. Щебенку, камни, песок подвозили на лошадях. Через овраги строили деревянные мосты. Параллельно здесь же строились бараки и казармы, в которых поселялись люди, приезжающие на строительство из других районов и республик. В бараках на 8 кв. метрах в то время селились по две семьи — из досок настилались нары, на которых люди и ели, и спали. Первыми начальниками станции были П.И.Корсаков, К.М.Корытин, Н.С.Бояркин.

СУСЛОНГЕР (62 км)

В 1925 году на территории нынешнего поселка Суслонгер стоял единственный дом лесника. В 1927 году в эксплуатацию была пущена железная дорога, в лесу началось строительство домов — так возник поселок.

Во второй половине 20-х годов XX века на станции имелся механизированный лесопункт треста «Маритранлес». В его ведении находились подвозка леса по узкоколейке и на лошадях, шпалозавод, электростанция. На шпалозаводе рамщиками тогда работали B.C. Епифанов и П.И. Минеев.

Вывозка леса год от года увеличивалась, началось строительство Юшутской железнодорожной ветки. Но работы эти велись медленно, не хватало рельсов и креплений, костыли изготавливали вручную.

В 1941 году в Суслонгере проживали 2223 человека. Здесь находились лестранхоз (782 рабочих и служащих), лесозаготовительный участок треста №14 (124 человека), лесозаготовительный участок Химзаготлеса (115 человек), лесозаготовительный участок Казанского мединститута (76 человек), лесозаготовительный участок Ворошиловоградского облкопторглеса (57 человек), управление строительством Юшутской железнодорожной ветки (500 человек), 2 шпалонарезных завода, 2 электростанции, узловая железнодорожная станция, обслуживающая Суслонгерский механизированный лестранхоз, Юшутская железнодорожная ветка с узкоколейной линией.

КУНДЫШ (73 км)

В 1927 году в пятистах метрах от почтовой станции Кундыш была проложена железная дорога, а через реку Кундыш — железнодорожный мост. Для обслуживания моста и околотка была построена железнодорожная казарма и складские помещения.

СУРОК (80 км)

Возникновение поселка относится к 20-м годам XX века. В истории советского государства этот период связан с НЭПом, когда для восстановления народного хозяйства требовалось много строительного материала и топлива.

Одним из главных источников был лес. Вывоз за границу лесоматериалов являлся важной статьей дохода советского государства. Марийский край входил в число регионов России, обладающих богатыми запасами леса. Советское правительство организовало в Марийской автономной области лесозаготовки. Поселок Сурок возник в той части необъятных марийских лесов, где начали свою деятельность лесозаготовительные предприятия Московско-Казанской железной дороги Народного комиссариата путей сообщения.

В ноябре 1927 года из Казани на станцию Куяр через Сурок пришел первый поезд.

Железная дорога, озеро, богатые лесные ресурсы стали решающими факторами для начала заготовок лесоматериалов именно в этом районе. Сюда стекались люди, желающие работать на заготовке и транспортировке леса, лесозаготовители и железнодорожники с семьями. На берегу озера постепенно выстроились бараки лесозаготовителей, железнодорожников, контора, железнодорожная станция, водокачка.

ПЕМБА (88 км)

Поселок Пемба образован как лесопункт в связи с прокладкой железной дороги Зелёный Дол — Йошкар-Ола. Лесоучасток назывался «Московское Красное Знамя». В 1929 году организовали леспромхоз по вывозке лесоматериалов, руководителем которого стал С.Дудрин. Тогда и назвали поселок «89-й километр» (в связи с тем, что он образовался на 89-м километре Казанской железной дороги).

Первое время в поселке частных домов не было. Люди жили в бараках, находящихся как в самом поселке, так и в прилегающих к нему лесных кварталах — №№ 81, 82, 83, 100, 113, 114. Работали в основном в леспромхозе и строительной организации «Московское Красное Знамя», занимающейся строительством двухэтажных брусковых домов, которые разбирались и отгружались вагонами в другие районы. Существовал железнодорожный тупик, протяженностью 1 км, начальником его был С.Козлов. Погрузка в вагоны шла круглосуточно, здесь работали грузчиками более 100 человек.

КУЯР (95 км)

Начало заселению административной территории Куяра было положено приказом по Корпусу лесничих №4 от 5 мая 1910 года об образовании Сретенского лесничества с местом нахождения конторы в городе Царевококшайске. В 1918 году в Куяре было построено первое здание — дом-пятистенок для лесника-объездчика. Он сохранился и поныне — это дом №2 на улице Широкой. В 1923 году в доме лесника размещалась контора лесосплава, в поселке были построены 2 барака. С 1923 по 1926 год сплавная контора построила 8 бараков по улице Центральной.

В 1927 году построены лесопильный завод по производству шпал и брусьев для железной дороги, железнодорожный вокзал. Путь провели до сотого километра к берегу речки Корта напротив деревни Корта. В этом же году дошёл до сотого километра первый поезд с 8 вагонами. В 1928 году построен железнодорожный мост через реку Малая Кокшага и линия дошла до Йошкар-Олы.

При подготовке материала были использованы следующие источники:

«История сёл и деревень Марийской республики»

газета «Республика Татарстан»,
http://archive.rt-online.ru/text/24-03-2001/arhiv.html


Ниже дана информация о годе открытия раздельных (станций, разъездов, постов) и остановочных пунктов для пассажирских и грузовых перевозок (Архангельский А.С., Архангельский В.А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. - М.: Транспорт. 1981)
Разд. и ост.пункт
Год
Старое название
 
 
Зелёный Дол
1894
 
Гари
1984
 
Помары
1927
Красный Яльчик
о.п.Яльчевский
1951
платформа 26 км
о.п.32 км
закр.
 
Илеть
1927
 
о.п.43 км
 
Шелангер
1927
 
Суслонгер
1927
 
Кундыш
1951
платформа 71 км (до 1955 г.)
Сурок
1927
 
Пемба
1951
платформа 89 км (до 1964 г.)
о.п.92 км
начало 1990-х г.г.
 
Куяр
1927
 
Йошкар-Ола
1927
 

Примечания: «закр.» — остановочный пункт ликвидирован; «—» — нет данных

 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимирович. 2004–2020 г.г.