Раздельные пункты проекта
ДЕРБЫШКИ – АКБАШ
Сергей ВЛАДИМИРОВ |
При написании первых статей о железной дороге Казань – Бугульма («Неосуществлённый проект длиной 340 км» и «По трассе неосуществлённого проекта») меня интересовала трассировка линии, местонахождение станций. |
Попытки наложить карту Татарии, (присланную Александром Лемешко из Йошкар-Олы), с нанесенной линией, на современную основу не увенчались успехом. Два листа, на которых нанесена железная дорога, были сфотографированы фотоаппаратом под углом и давали искажения. Проектная железная дорога упорно не хотела выходить к Бугульме, заканчиваясь юго-западнее. Решив, что по проекту линия выходила к какой-то из существующих станций на Куйбышевской дороге (в то время им.В.В.Куйбышева), я успокоился. Тем более я не нашёл «действующего разъезда Совхозная... возле Бугульмы», как указывалось в газетной статье 1941 года (здесь).
Просматривая списки проектов непостроенных, построенных и впоследствии разобранных железных дорог, неосуществленных проектов на сайте Дмитрия Зиновьева я нашёл упоминания:
1) о проекте линии Казань – Бугульма (как о неосуществленном) (1938 год);
2) о начинавшейся строится, но потом разобранной линии Дербышки – Акбаш (1943 год);
3) о начинавшейся строится, но разобранной линии Агрыз – Пронино – Сургут (Серные Воды).
Проект третьей линии никак не совпадал с трассировкой дороги Дербышки – Бугульма. Второй пункт был близок, но меня смутил год — 1943. Ведь утверждалось, что все планы строительства нарушило начало войны.
Просматривая выложенную в Интернете железнодорожную литературу наткнулся на очень любопытный атлас. Обложка гласила «Центральное управление военных сообщений Красной Армии. Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР». Почему название такое? А тут нужно посмотреть на год выпуска — 1943. Кстати, стоит гриф «Для служебного пользования» — время-то военное. Страница «Казанская ж.д.» и дала ответы на вопросы, возникающие во время изучения материалов.
Сразу же появилось объяснение дате окончания строительства оголовка каменной трубы в одном из оврагов на трассе линии (1942 г II/VI) — просто строительство шло и во время войны. Только вот теперь возникает следующий вопрос: «А почему строительство прервалось..?»
Схема также прояснила и конечный пункт проекта — разъезд Акбаш, на который упорно выходила накладываемая мной линия с карты, упоминаемой в начале этой статьи.
Вообщем, ниже приведены проектные раздельные пункты так и неосуществленного проекта длиной, как выяснилось, не 340, а 354 км. В таблице приведена транскрипция со схемы.
Разд. пункт км Дербышки 0 Раз.Белянкино 10 Сулла 22 Зайцевка 32 Пестреци 40 Нурма 51 Салтаив 62 Надежда 74 Арыш 87 Темерлик 95 Кульга 103 Уракчэ 113 Кубассы 126 Чистополь 137 Кзыл-Болгар 148 Тубулче 159 Каргалы 171 Чаллы 184 Ново-Шешлимск 195 Раз.Шешлимск 206 Шегурча 216 Кителга 225 Ерсубай 237 Кичай 250 Довляг 260 Мамет 273 Кирлей 286 Зай-Каратай 296 Письмянка 208 Степной Зай 320 Ак-Куль 329 Раз.Совхозный 339 Раз.Акбаш 354
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru |
Идея, сбор материалов и разработка сайта Сергей Владимиров. 2006 г. |