ПО ТРАССЕ
неосуществлённого проекта

текст
Сергей ВЛАДИМИРОВ
автор сайта
Константин БОЛДЫШЕВ
Казанский off-road клуб

Раздел о непостроенной железной дороге Казань  – Бугульма появился благодаря Константину Болдышеву из Казанского off-road клуба. Как-то Константин задал в письме вопрос о том, что мне известно об этой линии. Переписка и поиск в Интернете привели к появлению статьи «Неосуществлённый проект длиной 354 км» на этом сайте. В начале октября Константин предлагает проехать по начальному участку трассы. Вот что из этого получилось...

Встреча была назначена на 10 часов 8 октября (2004 года) у железнодорожного вокзала Казани. Константин подъехал на красном УАЗе. Как заранее предупреждалось — не заметить его было нельзя ;-) Машина подготовлена для покорения серъёзного бездорожья: отлифтован кузов для установки больших колёс 34", усилены пороги, установлены лебёдка, дополнительный свет, экспедиционный багажник, шноркель...

Доехали до Дербышек, свернули в Киндери. Далее путь лежал по долине реки Киндерки. Возле села Аки поднялись на левый (по течению) склон долины. И вот она — насыпь — выходит с территории садового общества. Вдали видны забор и крыша садового домика. А сзади — овраги...

Начало трассы
Участок, на котором проведены земляные работы
Топографическая карта участка
Начало трассы
(65 кБ)
Участок, на котором были проведены земляные работы
(49 кБ)
Топографическая карта
участка
(184 кБ)

Здесь останавливаемся и смотрим карту. При увеличении карты (в центре) видно, что синим цветом показан участок, на котором были проведены земляные работы. Как и указано в архивных материалах газеты «Республика Татарстан», строители дошли чуть дальше деревни Конь... Рассмотрим более подробно участок, который нам предстоит изучить (справа). Трасса линии обозначена пунктирной линией. Прекрасно видны выемки в тех местах, где пунктир отсутствует (в районе Нового и Старого Шигалеево).

Как должно было проходить начало линии от станции Дербышки до села Аки нам неизвестно. Были ли вообще в этом месте земляные работы? Трудно сказать... Этот район в настоящее время очень плотно застроен, много садовых обществ. Но точно известно, что первоначальное направление Дербышки – Киндери – Высокая Гора... было заменено на Дербышки – Киндери – Аки – Белянкино – Чебакса – Новое Шигалеево...

Выходим из машины и спускаемся на дно первого оврага. Константин в этих местах не первый раз. Он спрашивает, не замечаю ли я что-то необычное. Вроде овраг как овраг... Константин смахивает слой опавших листьев. Перед нами каменная труба.

Каменная труба на дне оврага
Выходной оголовок каменной трубы
Разрушенный оголовок трубы
Каменная труба
на дне оврага

(56 кБ)
Выходной оголовок
каменной трубы
(58 кБ)
Разрушенный оголовок
каменной трубы
(53 кБ)

Поднимаемся по другому склону оврага наверх. Сразу же — опять овраг. И в нём каменная труба.

Ещё одна каменная труба
Выходной оголовок каменной трубы
Ещё одна
каменная труба
(56 кБ)
Выходной оголовок
(40 кБ)
А здесь можно
оценить размеры...
(44 кБ)

Часть карты с оврагами

Часть карты с оврагами

Константин говорит, что дальше — третий овраг. Решаем до него доехать. Возвращаемся к машине. Возникает ещё один вопрос (не последний во время этой поездки). Овраги мы объезжаем справа метрах в двухстах, то есть около их начала... А что, строители не могли пройти там же..? Привожу здесь часть карты. Синей линией показан примерный путь объезда оврагов. Ехали грунтовками по полям. Ну вот и третий овраг....

Выемка между оврагами
Входной оголовок
Надпись на выходном оголовке
Выемка
между оврагами
(51 кБ)
Входной оголовок
(45 кБ)
Надпись на выходном
оголовке
(46 кБ)

Смахнув слой с выходного оголовка трубы, мы увидели надпись: «Выходной оголовок. Окончили 1942 11/VI». Это наводит на мысль о том, что железную дорогу на Бугульму пытались строить и в войну. Интересно... (спустя два года эта мысль найдёт подтверждение в материале «Раздельные пункты участка Дербышки – Акбаш»прим. С.В.). Но почему не достроили..? Поднимаемся наверх.

Едем по угадывающейся выемке, которая переходит в насыпь. Константин говорит, что дальше по карте указан мост, но в первую поездку он его не нашёл. Заезжаем в лес. Насыпь становится всё выше... Вдруг сбоку внизу в листве мелькает оголовок каменной трубы. Проезжаем до оврага. Этот, пожалуй, самый глубокий и широкий. Но вот на его дне никаких признаков искусственных сооружений не обнаружилось. Возвращаемся чуть назад к увиденной трубе...

Оголовок. Вид с насыпи
В трубе
Каменная труба в насыпи
Оголовок.
Вид с насыпи
(64 кБ)

В трубе.
Однако сыровато...
(15 кБ)

Каменная труба в насыпи.
Так должно было быть...
(44 кБ)

В этом месте полотно полностью подготовлено под укладку пути. И это была последняя каменная труба, увиденная в нашей поездке.

В очередной раз выезжаем на другую сторону оврага, объехав его начало. Вот и продолжение насыпи. В траве обнаруживается россыпь камней, похожих на те, из которых сделаны водопропускные каменные трубы. Видимо это запас материала, который успели подготовить для очередной трубы.

Далее трасса проходит мимо Чебаксы. Едем прямо по заросшей травой насыпи. Вот опять небольшой овражек, где насыпь прерывается и потом устремляется по полям к плотине. Немного размялись, изучив её строение. Внизу, в овраге, стоит гидроэлектростанция, вырабатывающая энергию для местных нужд.

По полям...
Через овражек
Пересечение плотины
По полям... (38 кБ)
Через овражек...
(31 кБ)
Пересечение
плотины
(35 кБ)

Выемка за оврагом

Выемка... (38 кБ)

От плотины насыпь идёт (ну куда бы вы думали?), конечно, на пересечение очередного оврага. Овраг глубокий. Его противоположный склон очень высокий. Строителям пришлось выбирать выемку. Земляные работы остались незакончены. Непонятно происхождение холмов по обеим сторонам выемки. Приблизительная высота — 12 метров.

Дальше трассу непостроенной линии пересекает объездная дорога Казани. Петляем по разбитым вдрызг грязным грунтовкам Чебаксы. У коттеджей стоят джипы, у домов попроще — «Нивы»: передвигаться на легковушках после дождей здесь затруднительно. Выбираемся на асфальт, пересекаем автомагистраль...

Выезжаем полевой грунтовкой к насыпи. Здесь насыпь имеет правильные очертания и хорошо сохранилась. Но на ней стройными рядами растут деревья. Судя по их высоте, посадке лет 10–15. Пожалуй, здесь самое красивое место, встретившееся в нашей поездке. Идём пешком по насыпи назад, к автодороге. Деревья заканчиваются. Перед нами — овраг, за ним видна автотрасса. Возвращаемся к машине. Проехали до довольно внушительной и длинной выемке. Высота склонов - около пяти метров. Дальше трасса непостроенной линии уходит в лесок, растущий вокруг оврага.

Насыпь, засаженная деревьями

Насыпь... (34 кБ)

Насыпь заросла деревьями и проехать по ней оказалось невозможно. Пришлось выезжать к следующему доступному месту трассы окольными путями, пересекая овраг. Дальше трасса линии идёт по открытому и относительно ровному месту. Выезжаем на полевую грунтовку и едем по ней. Насыпи уже почти не видно. Так доезжаем до автодороги, ведущей, в частности, до села, в котором товарищ Ульянов-Ленин пребывал в ссылке — Ленино-Кокушкино :). Мы между сёлами Новое и Старое Шигалеево.

Время пятнадцать часов. На этом наша поездка заканчивается. Дальше, к Пестрецам, мы не поехали из-за короткого светового дня.

Напоследок привожу карту от Нового Шигалеево до деревни Конь. На ней синим цветом отмечены участки насыпи. Насыпи так и непостроенной линии Казань – Бугульма длиной 354 км...

Карта участка Шигалеево - Конь

Н.Шигалеево Конь (295 кБ!)

 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
Сергей Владимиров. 2004 г.