ЗЕЛЁНЫЙ ДОЛ – ВОЛЖСК

Танк-паровоз "Рак" в районе станции Паратск
Танк-паровоз «Рак»
в районе станции Паратск

Справка:

Село Лопатино. После присвоения статуса города переименовано в Волжск.

Участок Зелёный Дол  – Волжск протяженностью 14 км cтроился двумя этапами. В первую очередь появился подъездной путь или к Паратским судоремонтным мастерским (год образования — 1895) (предшественникам АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького»), или к Французскому заводу (начало строительства в 1898 году) (предшественнику ПО «Завод имени Серго»). Год открытия станции Паратск пока не известен. Есть данные, что она существовала в 1918 году (фонд № Р-637 Государственного архива Республики Татарстан. Вторым этапом построен участок от Паратска до Лопатино. Сдан в эксплуатацию в 1935 году.

По проектам линия Зелёный Дол – Краснококшайск (Йошкар-Ола) должна была пройти по территории города Волжска. (см. Зелёный Дол – Йошкар-Ола).

 


...в 1934 году

В 1934 г. завершено строительство железнодорожной ветки от рабочего поселка Лопатино до станции Зеленый Дол, был пущен мотовоз. Это дало возможность не только получать грузы, но и выезжать местным жителям в Йошкар-Олу и Казань.
Начало регулярного движения — 1935 г.

ГА Республики Марий Эл, ф. Р-250, оп. 1, д. 1281, л. 36-36об.
(прислал Александр Баданов, г.Волжск)


Фотография района чётной горловины станции Паратск 1933 года (из колл. Прокофьева А.Н.). Вид с пешеходного перехода через пути в районе так называемого «Динамовского спуска». Деревянное здание склад хранения дров для маневровых паровозов, существовавшее до конца 1960-х годов. В настоящее время в этом месте находится холодильный склад. В роще на заднем фоне располагалось старое кабачищенское кладбище, на месте которого построен вокзал станции Паратск (из воспоминаний Георгия Мюллера).

Район станции Паратск в 1933 году
Район станции Паратск
(1933 г.)

Ниже размещена фотография станции Паратск (из колл. Прокофьева А.Н.). Снимок сделан, видимо, в районе 1964–1966 г.г. Участок обслуживался дизель-поездами серии Д и Д1 (на фото). Остатки низкой платформы можно было наблюдать до недавнего времени (года примерно до 2009-го). До электрификации участка Зелёный Дол  – Волжск станция имела два пути.Там, где на переднем плане идёт группа товарищей, в 1974 году уложен ещё один путь и построена высокая платформа.

Станция Паратск и здание вокзала (1964-1973 г.г.)
 
Вид на станцию Паратск в апреле 2011 года
Станция Паратск.
(приблиз. 1964–1966)
  Станция Паратск.
(20 апреля 2011 г.)

А вот так постепенно разбиралось здание вокзала, построенного в 1934 году. Из-за ветхости разрушилось правое крыло, а затем убрали и центральный портал бревенчатого здания. В оставшемся левом крыле размещались помещения товарной конторы, начальника и дежурного по станции. Полностью здание вокзала разобрали в 2012 году.

Центральный вход вокзала в Паратске
 
Левое крыло бывшего вокзала
Центральный вход
вокзала
(28 июня 2002 г.)
  Левое крыло
бывшего вокзала.
(6 июня 2009 г.)

Ниже дана информация о годе открытия раздельных (станций, разъездов, постов) и остановочных пунктов для пассажирских и грузовых перевозок (Архангельский А.С., Архангельский В.А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт. 1981)

! Непонятны противоречия в годах постройки по справочнику.

Разд.пункт
Год
Старое название
 
 
Зелёный Дол 1893  
Паратск ?  
о.п. 8 км ?*  
Краснозаринск ? Платформа 9 км (до 1958 г), Краснозаринский
о.п.Марбумкомбинат ?**  
Волжск ? Лопатино

* о.п. 8 км указан в расписании 1963 года

** о.п. Марбумкомбинат, по воспоминаниям, существовал в 1938 году

 
Если у вас есть какие-либо замечания, дополнения к данному материалу, пожалуйста, напишите: info@rmostzd.ru
Идея, сбор материалов и разработка сайта
© Сергей Владимирович. 2004–2024 г.г.